Оценка структуры товарной категории через управление товарными запасами
Коллеги, делюсь интересной и эффективной моделью оценки структуры товарных категорий. Предлагаемая модель проста, может рассчитываться за любой период и для любого кластера (для отдельной товарной категории, для группы товарных категорий или для всего ассортимента).
Данная модель – это, тактический инструмент анализа состояния отдельной товарной категории или группы товаров. Детально этот инструмент мы отрабатываем на тренингах «Управление товарными запасами» и «Категорийный менеджмент». Много времени уделяем в процессе обучающего консалтинга закупок.
Введение:
Стратегическим инструментом в категорийном менеджменте остается кросс-категориальный анализ. В результате проведения такого анализа формируется структура товарных категорий по ролям:
Роль товарной категории | Удельный вес в общем количестве товарных категорий | Описание по ролям |
Генераторы прибыли | 15% | Высоко маржинальные товары. «Растущие» продажи. В том числе сезонные товары. |
Создатели потока | 35% | Формируют покупательский трафик. Наценка средняя. Для товаров характерен стабильный спрос. Определяют стратегию формата. |
Генераторы наличности | 25% | Категории с высокой оборачиваемостью. За товарами идет большая часть ЦА. Высокая конкуренция. Средняя или низкая наценка. В том числе товары импульсного спроса. |
Удобные категории | 12% | Сопутствующие товары. Сезонные товары. Увеличивают сумму среднего чека. |
Новинки | 10% | Категории с высокой частотой обновления. Категории со спорадическими продажами (новогодние игрушки, фейерверки). Экспериментальные категории. |
Имиджевые | 3% | Престижные, привлекающие внимание товары. Продажи небольшие, либо незначительные. Как правило, премиальный сегмент или уникальные товары. |
Существуют и другие виды группировок и названий товарных категорий. Но суть видов группировок остается неизменной.
Кросс-категориальный анализ в компаниях с категорийным менеджментом проводится не чаще 3 -х раз в год. По результатам распределения товарных категорий по ролям разрабатываются планы их (категорий) развития в долгосрочной и среднесрочной перспективах.
Инструмент категорийного менеджмента:
Но возникают ситуации, когда в период между проведением планового кросс-категориального анализа показатели эффективности категорий ухудшаются. Если база тактических инструментов для оценки количественных и качественных критериев полноценна, то найти «больное место» можно достаточно быстро.
В своей статье я подробно расскажу об одном из таких инструментов. Называется «Расчет коэффициентов эффективности товарных запасов».
Этот инструмент был мною внедрен в систему оценки эффективности товарных категорий впервые в 2011 году в одной из компаний. Впоследствии я предлагала его другим компаниям при проведении обучающего консалтинга. Многие приняли эту модель для работы. Причем, не только в закупках, но и для финансовых департаментов.
Преимущества инструмента:
- Простота расчетов и легкость автоматизации
- Прозрачность
- Взаимосвязь товарных остатков в суммарном выражении и потенциальной маржинальности их продаж
- Возможность проведения анализа в любом периоде (от 1 дня до нескольких лет)
- Формирование статистического ряда
- Возможность применения в план-фактовом анализе
- Универсальность метода – применяется в закупках, категорийном менеджменте, финансовых службах, складских учетах
Недостатки инструмента:
- Возможная погрешность в расчетах при отсутствии в компании корректных данных по формированию расчетной величины себестоимости товара
- Высокие требования к компетенциям категорийных менеджеров
Кейс (даты и абсолютные показатели изменены):
Имеется торговая сеть магазинов DIY (5 супермаркетов). 11 категорийных менеджеров, 200 товарных категорий. Категорийный менеджмент внедрен, работает эффективно. Настроено конструктивное кросс-функциональное взаимодействие между подразделениями компании.
В начале 2-го квартала текущего года финансовый директор проинформировал руководителя категорийных менеджеров о снижении рентабельности деятельности компании. Аудит KPI отдела КМ не показал каких-либо отклонений – все показатели оказались в рамках утвержденных нормативов.
Вывод: необходимо найти причину в структуре отдельных товарных категорий.
Но каких — ?… Есть разделение товарных категорий по ролям. Решили начать с кросс-категориального анализа и провести оценку товарных категорий по ролям «вглубь» с помощью новых показателей.
Показатели выбирали по параметрам:
1) доступность параметров для расчетов
2) показатели должны быть относительными (для оценки тенденций)
3) показателей должно быть не более 3 и они — взаимосвязанные.
Через некоторое время выбрали три коэффициента оценки товарных запасов, которые рассчитали для каждой группы категорий по ролям:
k оборачиваемости товарных запасов | сумма продаж (по себестоимости) / сумма остатков (по себестоимости) |
k прибыльности товарных запасов | сумма валовой прибыли / сумма остатков (по себестоимости) |
k рентабельности товарных запасов | k оборачиваемости * k прибыльности |
Период для анализа был взят два предыдущих квартала по месяцам, так как старт снижения рентабельности определялся в первом квартале.
В группе товарных категорий «Создатели потока» увидели следующую статистику:
Построили пузырьковую диаграмму по кросс-категориальному анализу, совместив ее с тремя коэффициентами товарных запасов. Увидели, что «создатели потока» сместились в зону снижения эффективности.
Плановые показатели:
Фактические показатели:
Пробежались по чек-листам причин снижения эффективности товарных категорий:
Решили проанализировать структуру продаж в разрезе SKU в исследуемом периоде:
Выводы и решения:
Стало понятно, что в «создателях потока» образовался большой объем SKU, которые с какого-то момента перестали продаваться, соответственно, скопились на складах и полках торговых залов, и заморозили вложенные в них денежные средства.
Проанализировав плохо продаваемые SKU, сгруппировали их по трем основным разделам:
После этого составили план корректирующих действий, основные разделы которого:
В течение 21-28 последующих дней план действий реализовали, часть денежных средств высвободили. Показатели рентабельности деятельности компании показали восходящий тренд.
Если бы эти действия предприняли чуть раньше, структура продаж SKU выглядела бы так:
И не пришлось бы тратить время на дополнительные исследования и работу.
Приглашение:
Подобных аналитических инструментов в моем арсенале достаточно много. Я готова ими делиться. Обращайтесь. Приходите на открытые тренинги, заказывайте корпоративное обучение по категорийному менеджменту и управлению товарными запасами.
Веремей Людмила
Точные закупки ®
Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.
поделиться в соц.сетях:
Связаться со мной:
Россия, Белоруссия, Казахстан
Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК
Веремей Людмила
© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.