ABC-анализ в управлении поставщиками
Традиционный подход
Управление поставщиками в большинстве современных российских компаний, чаще всего, сводится к терминам «отжимать» и «продавливать». Безусловно, специалисты закупок обязаны постоянно работать над улучшением экономических показателей своего предприятия, в том числе и над увеличением маржи. Но успехов в этом далеко не всегда можно добиться давлением на кого-либо.
Современный подход к управлению поставщиками
Ряд крупных предприятий в нашей стране приняли во внимание успешный опыт зарубежных компаний, проанализировали конъюктуру и структуру поставщиков, ранжировали их и сформировали систему управления поставщиками. Системы взаимодействия «Покупатель-Поставщик» оказались более эффективными, чем традиционное давление покупателя на поставщика. Диапазон взаимодействия широк: от примитивного обмена информацией между покупателем и поставщиком о состоянии рынка – до передачи управления отдельными товарными категориями поставщику на аутсорсинг.
Создание системы управления = взаимодействию с поставщиками – это стратегическая задача для предприятия. Для ее решения нужна эффективная проектная группа, состоящая, как минимум, из специалистов по закупкам, маркетингу и финансовому учету.
ABC-анализ для системы управления поставщиками
На старте решения задачи «Формирование системы управления поставщиками» нам опять помогает АВС-анализ. Поставщикам можно присваивать двойные индексы А, В, и С по сумме закупок и сумме маржинальной прибыли, что даст возможность оценить динамику показателей поставщика в любом периоде и своевременно их корректировать в интересах компании.
Например, если маржинальная прибыль поставщика N из месяца в месяц снижается, необходимо проанализировать динамику цен закупки от этого поставщика, а также сравнить его цены с другими поставщиками. Либо поставщик цены завысил, либо менеджер по закупкам за рынком не следит.
Управление кредиторской задолженностью
По этому-же двойному индексу эффективно работает система планирования платежей поставщикам. Результатом является эффективное использование кредиторской задолженности.
Например, поставщикам, которые попадают в первые 10% по сумме закупок, предприятие должно отдавать приоритет при распределении ежедневных оплат, следующим 10% — платить после первой «одной десятой», а всем остальным – можно немного и придержать (! приведенные в примере удельные веса не являются конкретным предложением). Придерживать платежи, разумеется, не стоит постоянно, так как это уже другая история…. Но с теми поставщиками, которые по значимости оказались во второй половине списка, можно провести тотальную работу по увеличению отсрочек платежей и так далее.
Управление кредиторской задолженностью – экономически значимый раздел работы предприятия, так как удельный вес этого параметра имеет показатель 40-75%% от маржи. Основным результатом в этом направлении будет развитие партнерских отношений с крупными поставщиками, растущая лояльность с их стороны, которая зачастую выражается в финансовом эквиваленте (бонусы, маркетинговые бюджеты и так далее). У средних и малых поставщиков появится стимул к росту своего статуса и они, соответственно, начнут предлагать со своей стороны интересные проекты.
Так что, коллеги, не сомневайтесь, что трудозатраты на систематизацию поставщиков дадут хороший эффект и, кстати, впоследствии сэкономят ваш временной ресурс в разделе управления поставщиками.
Веремей Людмила
Точные закупки ®
Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.
поделиться в соц.сетях:
Связаться со мной:
Россия, Белоруссия, Казахстан
Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК


Веремей Людмила
© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.