Главная >> Материалы >> Блог Людмилы Веремей >> Как оценить эффективность закупок на предприятии?

Как оценить эффективность закупок на предприятии?

Как измерить эффективность закупок на предприятии?Существует достаточное количество методик, позволяющих оценить эффективность отдельных направлений деятельности закупок. Но построение измеримой и прозрачной системы оценки производительности закупок на базе разрозненных методик – это уже нетривиальная задача. В данной статье я покажу, как это можно сделать.

Основные задачи деятельности закупок

В этом разделе перечислены основные задачи деятельности отдела закупок, эффективность которых можно легко измерить:

1) Уровень удовлетворенности клиента (внешнего и внутреннего)

Здесь мы можем измерить коэффициент удовлетворенного спроса, процент повторных обращений, количество товарных наименований в чеке или заявке клиента, динамика суммы среднего чека или одной заявки. Важным показателем является выполнение заказа к определенному сроку (% своевременно выполненных заказов) или время выполнения клиентского заказа.
Хорошим интегрированными показателями могут быть увеличение покупательского потока или динамика покупательского трафика.

2) Оценка управления поставщиками

Сюда входят такие показатели как:

  • % договоров заключенных в соответствии с типовыми требованиями своего предприятия;
  • Уровень претензий (как по сумме, так и по количеству единиц товара), выявленных при поставках товара, период «закрытия» претензий, процент компенсированных претензий поставщиками;
  • Время реагирования поставщиков на любые запросы специалистов по закупкам;
  • Обратный отклик поставщиков о взаимодействии со специалистом закупок (оценка поставщиком квалификации специалиста по закупкам);
  • Коэффициент обеспечения заказов (как по товарам, так и по сумме).

3) Доходная часть предприятия

Ключевые показатели:

  • План-фактовые сравнения выручки и показателей наценки$
  • Уровень и сумма наценки;
  • Динамика выручки, наценки;
  • Суммы от бонусных программ поставщиков;
  • Экономическая эффективность промо-акций;
  • Эффективность установочной площади торгового оборудования в рознице.

4) Расходы предприятия

Обычно используют показатели:

  • общий уровень и динамика закупочных цен;
  • оборачиваемость товарных запасов;
  • уровень дефицита и неликвидов;
  • коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
  • удельный уровень транспортных и прочих накладных расходов;
  • Объем уценок товаров по причинам устаревания, несвоевременного замещения товаров.

Этапы создания системы оценки эффективности деятельности закупок

1 этап: «Для чего это нужно?»

Рекомендую всегда начинать процесс с вопросов: «Для чего я это делаю?» и «Для чего это нужно?».
Здесь самым эффективным является постановка целей по технологии SMART:

SSpecificконкретна
MMeasurableизмерима
AAchievableдостижима
RRelevantсогласована
TTime boundограничена во времени

Не менее важным моментом является соответствие целей создания системы оценки корпоративным целям и стратегиям. Если не привести эти цели в соответствие, поставленные закупкам задачи не дадут ожидаемого улучшения показателей деятельности даже при максимально приложенных усилиях.

2 этап: «Какие методики применить?»

Этот вопрос не относится к риторическим, так как методик проведения оценок и анализов великое множество. В данном разделе я предлагаю подходы и параметры для выбора эффективной методики проведения анализа эффективности деятельности закупок:

  1. легко определяются и выбираются объект (кто, что) и параметры (по каким признакам) в соответствии с целями (см. этап 1);
  2. результаты демонстрируют прогресс, отставание или отклонения, например, от плана или желаемых показателей;
  3. алгоритмы методики исключают возможность манипуляций;
  4. количество параметров, измеряемых в методиках, не должно быть чрезмерным.

3 этап: «С чем сравниваем?»

Сравнивать данные, полученные с использованием методик, можно:

  1. с данными, накопленными на предприятии в процессе деятельности;
  2. с референтными значениями (диапазоны нормативов, допусков и так далее);
  3. с данными успешных конкурентов;
  4. с лидерами отрасли.

4 этап: «Что делаем с полученными данными?»

Важным этапом в проведении любого анализа или оценки является принятие решений на основании сформированных выводов. Перечень возможных решений я предлагаю в текущем разделе:

  1. разрабатываем перечень необходимых изменений в управлении закупками и план их внедрения;
  2. разрабатываем матрицу ответственности специалистов закупок и смежных подразделений, если изменения выходят за рамки отдела закупок;
  3. контролируем выполнение (ход) изменений;
  4. непрерывно фиксируем достижения, неудачи и отклонения от плана;
  5. мониторим прогресс на этапе изменений и после внедрения изменений, то есть поддерживаем экологичность деятельности закупок;
  6. изменения, которые дали прогресс, переводим в стандарты работы закупок.

5 этап: «Что получаем в итоге?»

В итоге получаем сбалансированную оценочную карту, разработанную Капланом и Нортоном. Данная карта является визуальным инструментом оценки производительности закупок, отображением причинно-следственных связей между разными направлениями деятельности закупок.
Эта же карта может быть средством планирования повышения эффективности деятельности закупок.

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА ЗАКУПОК 

оценка эффективности закупок на предприятии

Рекомендую прочитать мои статьи:

Мои мероприятия:

Москва, 28-29 ноября 2019г.

Москва, 4-5-6 декабря 2019г.

Москва, 29-30-31 января 2020г.

Москва,  06 — 07 февраля 2020г.

Москва, 18-19-20 марта 2020г.

Эмблемка Тренинги по закупкам

ЗАПИСАТЬСЯ НА МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Веремей Людмила

Точные закупки ®

Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.

поделиться в соц.сетях:

Связаться со мной:

    Заказать обратный звонок

    Набрать: +7 (914) 402-4882

    lv@veremey.ru

WhatsApp-icon     Написать на WhatsApp

    Россия, Белоруссия, Казахстан

    Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК

Людмила Веремей - консультант по точным закупкам и бизнес-тренер

Веремей Людмила

© Людмила Веремей, 2019. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.