Как оценить эффективность закупок на предприятии?
Существует достаточное количество методик, позволяющих оценить эффективность отдельных направлений деятельности закупок. Но построение измеримой и прозрачной системы оценки производительности закупок на базе разрозненных методик – это уже нетривиальная задача. В данной статье я покажу, как это можно сделать.
Основные задачи деятельности закупок
В этом разделе перечислены основные задачи деятельности отдела закупок, эффективность которых можно легко измерить:
1) Уровень удовлетворенности клиента (внешнего и внутреннего)
Здесь мы можем измерить коэффициент удовлетворенного спроса, процент повторных обращений, количество товарных наименований в чеке или заявке клиента, динамика суммы среднего чека или одной заявки. Важным показателем является выполнение заказа к определенному сроку (% своевременно выполненных заказов) или время выполнения клиентского заказа.
Хорошим интегрированными показателями могут быть увеличение покупательского потока или динамика покупательского трафика.
2) Оценка управления поставщиками
Сюда входят такие показатели как:
- % договоров заключенных в соответствии с типовыми требованиями своего предприятия;
- Уровень претензий (как по сумме, так и по количеству единиц товара), выявленных при поставках товара, период «закрытия» претензий, процент компенсированных претензий поставщиками;
- Время реагирования поставщиков на любые запросы специалистов по закупкам;
- Обратный отклик поставщиков о взаимодействии со специалистом закупок (оценка поставщиком квалификации специалиста по закупкам);
- Коэффициент обеспечения заказов (как по товарам, так и по сумме).
3) Доходная часть предприятия
Ключевые показатели:
- План-фактовые сравнения выручки и показателей наценки$
- Уровень и сумма наценки;
- Динамика выручки, наценки;
- Суммы от бонусных программ поставщиков;
- Экономическая эффективность промо-акций;
- Эффективность установочной площади торгового оборудования в рознице.
4) Расходы предприятия
Обычно используют показатели:
- общий уровень и динамика закупочных цен;
- оборачиваемость товарных запасов;
- уровень дефицита и неликвидов;
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
- удельный уровень транспортных и прочих накладных расходов;
- Объем уценок товаров по причинам устаревания, несвоевременного замещения товаров.
Этапы создания системы оценки эффективности деятельности закупок
1 этап: «Для чего это нужно?»
Рекомендую всегда начинать процесс с вопросов: «Для чего я это делаю?» и «Для чего это нужно?».
Здесь самым эффективным является постановка целей по технологии SMART:
S | Specific | конкретна |
M | Measurable | измерима |
A | Achievable | достижима |
R | Relevant | согласована |
T | Time bound | ограничена во времени |
Не менее важным моментом является соответствие целей создания системы оценки корпоративным целям и стратегиям. Если не привести эти цели в соответствие, поставленные закупкам задачи не дадут ожидаемого улучшения показателей деятельности даже при максимально приложенных усилиях.
2 этап: «Какие методики применить?»
Этот вопрос не относится к риторическим, так как методик проведения оценок и анализов великое множество. В данном разделе я предлагаю подходы и параметры для выбора эффективной методики проведения анализа эффективности деятельности закупок:
- легко определяются и выбираются объект (кто, что) и параметры (по каким признакам) в соответствии с целями (см. этап 1);
- результаты демонстрируют прогресс, отставание или отклонения, например, от плана или желаемых показателей;
- алгоритмы методики исключают возможность манипуляций;
- количество параметров, измеряемых в методиках, не должно быть чрезмерным.
3 этап: «С чем сравниваем?»
Сравнивать данные, полученные с использованием методик, можно:
- с данными, накопленными на предприятии в процессе деятельности;
- с референтными значениями (диапазоны нормативов, допусков и так далее);
- с данными успешных конкурентов;
- с лидерами отрасли.
4 этап: «Что делаем с полученными данными?»
Важным этапом в проведении любого анализа или оценки является принятие решений на основании сформированных выводов. Перечень возможных решений я предлагаю в текущем разделе:
- разрабатываем перечень необходимых изменений в управлении закупками и план их внедрения;
- разрабатываем матрицу ответственности специалистов закупок и смежных подразделений, если изменения выходят за рамки отдела закупок;
- контролируем выполнение (ход) изменений;
- непрерывно фиксируем достижения, неудачи и отклонения от плана;
- мониторим прогресс на этапе изменений и после внедрения изменений, то есть поддерживаем экологичность деятельности закупок;
- изменения, которые дали прогресс, переводим в стандарты работы закупок.
5 этап: «Что получаем в итоге?»
В итоге получаем сбалансированную оценочную карту, разработанную Капланом и Нортоном. Данная карта является визуальным инструментом оценки производительности закупок, отображением причинно-следственных связей между разными направлениями деятельности закупок.
Эта же карта может быть средством планирования повышения эффективности деятельности закупок.
СБАЛАНСИРОВАННАЯ ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА ЗАКУПОК
Веремей Людмила
Точные закупки ®
Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.
поделиться в соц.сетях:
Связаться со мной:
Россия, Белоруссия, Казахстан
Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК
Веремей Людмила
© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.