Уровни компетенций сотрудников отдела закупок
Уровни компетенций в закупках
В продолжение предыдущей статьи «Компетенции сотрудников закупок» я расскажу, какие компетенции сотрудников отдела закупок являются, на мой взгляд, основополагающими для качественной и эффективной работы компании.
Компетенции подразделяются на несколько уровней:
- первоначальные,
- обязательные,
- профессиональные,
- компетенции мастера.
Первоначальные компетенции (сотрудник)
К работе в закупках целесообразно привлекать сотрудников, которые:
- Обладают навыками правильной устной и письменной речи: грамотное излагают материал, соблюдают правила правописания, четко формулируют и выражают свои мысли. Эти способности пригодятся сотрудникам в переговорах и написании деловых и претензионных писем.
- Умеют считать (сложение, вычитание, умножение, деление, проценты, пропорции), работать с основными математическими функциями и готовыми массивами данных на компьютере. Это необходимо нам для того, чтобы сотрудники получали точный результат при проведении анализов и оценок.
- Понимают суть отклонений и погрешностей. В этом случае у сотрудников будет объективная аналитика.
- Ориентируются в том, как объем закупаемой продукции зависит от цены товара и наоборот. Как цена товара зависит от объёма партии. С помощью данной компетенции сотрудник правильно рассчитает, когда компания сможет увеличить прибыль, а когда появляются риски потерь…
- Обладают эффективными деловыми и личными коммуникациями. На этой компетенции базируется способность сотрудника вести успешные (результативные для компании) переговоры. «Причем здесь личные коммуникации?» – спросите вы. У сотрудников отделов закупок иногда очень выражен «синдром закупочника» — ко мне придут и предложат. Такой подход ограничивает возможность получить полноценный и качественный результат в переговорах. Этот «барьер» необходимо преодолеть. К деловым коммуникациям мы можем отнести: этику и этикет деловых переговоров, знание и применение переговорных техник, аргументаций, знание делового этикета и дресс-кода. К личным: целеустремленность, объективность, контролируемая эмоциональность.
- Стремятся повышать собственную конкурентоспособность внутри компании: улучшают свой результат и показатели деятельности, понимая, что это приведет к повышению конкурентоспособности компании в целом и укрепит ее финансовое состояние.
- Владеют элементарными знаниями мониторинга рынка, умеют собирать и обрабатывать информацию.
Обязательные компетенции (специалист)
Поработав в закупках определенное время, сотрудник либо развивается и становится специалистом, либо остается на стадии «сотрудник».
Компетенции специалистов:
- Обладают компьютерной грамотностью. Данная компетенция позволяет специалистам самостоятельно создавать и обрабатывать массивы данных, формировать качественные технические задания для программистов (определять цель, исходные данные, интерфейс и т.д.).
- Владеют разумной степенью напористости и стремления «идти вперед». Эти качества — залог успешного развития специалиста и компании в целом.
- Обладают гибким и быстрым умом. Умеют быстро посчитать в уме выгоду и издержки, как конкретное решение при работе с ценой, наценкой, скидкой отразится на финансовом результате компании.
- Хорошо знают и применяют основные переговорные техники, которые позволяют специалистам в переговорах удерживать цель, прогнозировать ход переговоров, достигать положительного результата.
- Ориентируются в нормативных документах, регламентирующих закупочную деятельность на уровне государства (законы, положения, налоговые документы и т.д.).
Профессиональные компетенции (профессионал)
Профессионалами становятся далеко не все. Для достижения этого уровня специалисту необходимо непрерывно учиться, анализировать ситуацию на разных рынках, развивать свои сильные стороны.
Компетенции профессионалов в сфере закупок:
- Владеют основами кросс-функционального взаимодействия между разными подразделениями компании с целью сокращения издержек предприятия:
- со складами (управляют товарными запасами)
- бухгалтерия (контролируют актуальный документооборот)
- финансовые службы (планируют кредиторскую задолженность и платежи, контролируют оборачиваемость запасов)
- рекламационные службы (управление поставщиками)
- маркетинг (управление медиа-планами)
- Умеют определять потребности в товарах на будущие периоды. Профессионалы могут выявлять потенциальные излишки товаров, разделять их на сверхзапасы и неликвиды, предвидеть дефицит товаров, прогнозировать ход переговоров с поставщиками, и т.д.
- Управляют цепями поставок. Профессионалы определяют необходимый товар, находят и выбирают поставщиков в соответствии с квалификационными требованиями, договариваются об условиях поставки, выстраивают бизнес-процесс от заказа товара до момента его реализации.
Компетенции мастера
Мастера «получаются» из профессионалов. Они отлично выполняют свою работу, подтягивают за собой коллег.
Компетенции мастера:
- Досконально знают продукт компании: свойства, характеристики, предназначение, разновидности, положение на рынке (конкурентоспособность), жизненный цикл. Мастера умеют из этих знаний формировать множество эффективных решений по управлению продуктом.
- Обеспечивают кросс-функциональность «на новом уровне». Мастера способны организовывать и выстраивать взаимодействие между подразделениями, а не только учувствовать в нем. Разрабатывают и предлагают схемы взаимодействия отделов для повышения эффективности всей компании.
- Оценивают риски снабжения и других подразделений, смежных с работой отдела закупок:
- склады (независимая статистика недостач и их поставщиков-источников, которые далее прорабатываются по повышению качества сборки товаров)
- финансовая служба (прогнозирование платежей в долгосрочной перспективе позволяет планировать без потерь деятельность в области кредитов и депозитов)
- служба безопасности (ограничение доступов к информационным ресурсам компании)
- Имеют свой собственный стиль переговоров (высший пилотаж). Речь не идет о наборе шаблонов, так как одинаковых переговоров не бывает. В каждой конкретной ситуации мастер основывается на прошедших успешных/неуспешных встречах, анализирует результаты, фиксирует и применяет полученный опыт. Мастер результативен и в запланированных, и в спонтанных переговорах.
- Объективно оценивают результаты своей деятельности в масштабе компании. Мастер понимает, какие результаты его деятельности привели компанию к стабильности и конкурентоспособности на рынке. Примером может служить получение эксклюзивного контракта, дающего конкурентное преимущество и увеличение валового дохода.
Выводы
Подводя итог, можно сказать о том, что создать «единый пакет компетенций» для сотрудников закупок всех компаний невозможно. Многое зависит от стратегии компании, ее целей, стадии развития. Отсюда формируется понимание, какие профессиональные навыки и компетенции закупочника требуются конкретной компании. Кто именно нужен: мастер, профессионал, специалист, сотрудник. Идеально, когда профессиональный уровень сотрудников закупок в рамках одной компании одинаков.
Но такие ситуации редки. Поэтому можно применять систему наставничества, позволяющую подтянуть уровень специалистов до требуемого. Так профессиональные навыки формируются в соответствии с заданными параметрами.
Важную роль в формировании и закреплении необходимых знаний и умений играет выстроенная система подбора персонала и обучения. Она является двигателем развития, обеспечивая компании устойчивость на рынке. Об этом я рассказываю в своей статье «Обучение закупок».
Надеюсь, моя статья будет полезна для HR-директоров и специалистов, занимающихся подбором и обучением персонала в отдел закупок.
Веремей Людмила
Точные закупки ®
Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.
поделиться в соц.сетях:
Связаться со мной:
Россия, Белоруссия, Казахстан
Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК
Веремей Людмила
© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.