Главная >> Материалы >> Блог Людмилы Веремей >> Стадии развития закупок и их значение для предприятия

Стадии развития закупок и их значение для предприятия

Стадии развития закупок

Обычный, он же примитивный, подход к закупочной деятельности.

В настоящее время во многих организациях закупкам отведена «конторская» функция. Их основной задачей является привести:

  • то, что нужно
  • в требуемое время
  • в необходимом количестве
  • по желаемой цене.

Оценка деятельности подразделения, в лучшем случае, проводится по «внутренним» KPI. То есть KPI, оценивающим оперативную и, иногда, тактическую деятельность.

Но закупки могут оказывать огромное влияние на реализацию стратегии бизнеса и требуют большего внимания и развития.

Стадии развития закупочной деятельности в компании.

Существуют 4 глобальные стадии:

1. Первая — ПАССИВНАЯ

Пассивная стадия развития закупочной деятельности

Основная задача: закупать товар или услуги под потребности службы продаж. Специалисты отдела закупок должны быстро реагировать на запросы. Функциональное взаимодействие со смежными подразделениями практически отсутствует.

Оценка деятельности производится на основании обратной связи службы продаж или, основываясь на учете выполненных заказов.

Требования к квалификации специалистов-закупщиков не высоки, т.к. основные функции – операционные, реже тактические.

Особого внимания высшего руководства не требуется.

2. Вторая – АКТИВНАЯ (независимая)Активная стадия развития закупочной деятельности

Используется набор современных технологий. Внедрены бизнес-процессы. Создана система управления логистикой. Сформированы правила работы с поставщиками.

При этом отсутствует стратегия закупок.

Оценка деятельности проводится на основании прироста прибыли за счет работы закупающего подразделения.

Руководство компании понимает, что закупки непосредственно влияют на экономические показатели всего бизнеса. Оказывает им поддержку и инвестирует в их профессиональное развитие.

В настоящее время службы закупок в большинстве предприятий среднего размера находятся именно на этой стадии.

Но даже при такой системе организации усилия закупок не направлены на повышение конкурентоспособности предприятия.

3. Третья – КОНКУРЕНТНАЯ (поддерживающая)Конкурентная стадия развития закупочной деятельности

Для Конкурентного уровня характерно сочетание современных методик, технологий, инструментов и полномочий закупок в принятии решений, усиливающих конкурентоспособность бизнеса:

  1. Поиск необходимых товаров и услуг, которые будут усиливать конкурентные позиции предприятия.

  2. Разработка, внедрение и изменение бизнес-процессов как внутри отдела, так и общих со смежными отделами.

  3. Управление поставщиками не только по заданным правилам, но и с целью повышения конкурентоспособности организации.

  4. Постоянное взаимодействие с подразделениями продаж (отделы продаж, розничные точки) с целью обмена информацией об отраслевом рынке и внесения обоюдных предложений.

  5. Непрерывный мониторинг конкурентов, поставщиков закупаемых товаров и услуг.

  6. Непосредственное участие в разработках и контроле принятых нормативов по товарным запасам.

  7. Самостоятельное определение зон профессионального развития специалистов-закупщиков. Участие в организации систем обучения.

Руководство оценивает закупки, как один из ключевых ресурсов компании.

Для перехода из 1-ой стадии во 2-ую и из 2-ой в 3-ю я предлагаю обучающий блок «Точные закупки». Он позволяет:

  • систематизировать имеющиеся в бизнесе наработки
  • акцентироваться на самых значимых процессах
  • повысить уровень автоматизации, аналитики и бизнес-процессов.

4. Четвертая — СТРАТЕГИЧЕСКАЯСтратегическая стадия развития закупочной деятельности

Она присуща для высокоорганизованных компаний, у которых четко сформулированы стратегии развития и функционирования.

У отдела закупок разработана своя стратегия, которая интегрирована в общую стратегию предприятия. В этом случае отдел закупок работает на цели предприятия. А предприятие в свою очередь не может существовать без закупок. То есть они становятся равноправными участниками в достижении общих целей.

Характерные черты для Стратегического уровня:

  1. Закупки участвуют в разработке стратегии предприятия.

  2. Работают в тесной связи со всеми подразделениями компании, обмениваясь информацией, предложениями и результатами работы.

  3. Участвуют в планировании бюджета. Имеют голос в процессах принятия решений в рамках всей организации.

  4. Участвуют в проектной деятельности компании, начиная с принятия решения о запуске проекта и заканчивая его реализацией и приемкой результатов.

  5. Оценка деятельности закупок производится по KPI эффективности предприятия.

  6. Высшее руководство оценивает персонал закупок, как важную стратегическую составляющую организации. Инвестирует в развитие и повышение квалификации.

На данной стадии специалисты-закупочники должны обладать мощными компетенциями. Должны быть готовы к быстрым изменениям и проявлять инициативу.

Важная компетенция закупочников на Стратегическом уровне – желание быть впереди конкурентов.

Вместо эпилога

Четвертая стадия развития нужна далеко не всем. Причина проста – отсутствие сформулированной стратегии компании или нечеткая (формальная) формулировка.

Если руководителю удастся вывести закупки хотя бы на Конкурентную стадию – это обеспечит мощную поддержку вашему бизнесу.

Приложение

Таблица «Стадии развития закупочной деятельности»
Аспектстадии развития закупок на предприятии

ПАССИВНАЯ

АКТИВНАЯ

КОНКУРЕНТНАЯ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ

Основная задача

закупать товар или услуги по потребностям службы продаж с помощью заданного набора действийзакупать товар или услуги по потребностям предприятия с учетом современных технологийпоиск необходимых товаров и услуг, которые будут усиливать конкурентные позиции предприятияисполнение обязанностей и функций по управлению в рамках всего предприятия закупками и направленными на достижение стратегических целей предприятия

Стратегия закупок

отсутствуетотсутствуетстратегия закупок есть, но она не встроена в стратегию предприятиязакупки участвуют в разработке стратегии предприятия

Бизнес-процессы

не регламентированысовременные технологии. внедрены бизнес-процессы внутри подразделения.внедрены бизнес-процессы: как внутри отдела, так и общие со смежными подразделениямина предприятии сформирована система бизнес-процессов (дерево БП)

Управление поставщиками

нет регламентированных правил работы с поставщиками, усилия направлены на получение минимальных ценсформированы правила работы с поставщиками.система управления поставщиками не только по заданным правилам, но и с целью повышения конкурентоспособности организациистратегия управления поставщиками, направленная на достижение стратегических целей предприятия

Мониторинг  конкурентов и поставщиков

отсутствует или носит нерегулярный характерносит нерегулярный характернепрерывный мониторинг конкурентов, поставщиков закупаемых товаров и услугнепрерывный мониторинг конкурентов, поставщиков закупаемых товаров и услуг

Взаимодействие с подразделениями

только прием запросов от службы продаж и передача информации об их исполнениивзаимодействие с некоторыми подразделениями по вопросам, связанными с функциями отдела закупоксистематическое, регулируемое взаимодействие с различными подразделениями компанииработают в тесной связи со всеми подразделениями компании, обмениваясь информацией, предложениями и результатами работы

Участие в бюджетировании

нетбюджет расходов для отдела закупок получают «сверху»принимают участие в планировании бюджета расходов отделаучаствуют в планировании и контроле бюджета доходов и расходов предприятия

Оценка деятельности

на основании обратной связи службы продаж или, основываясь на учете выполненных заказовна основании прироста прибыли за счет работы закупающего подразделенияоценка деятельности производится на основании KPI отдела закупокоценка деятельности производится по KPI эффективности предприятия

Квалификация специалистов

требования, как к исполнителям определенных функцийзнание современных методик и инструментовсамостоятельное определение зон профессионального развития специалистов-закупщиков. Участие в организации систем обучения.мощные компетенции, инициатива, готовность к быстрым изменениям

Руководство компании

особое внимание руководства не требуетсяоказывает поддержку и инвестирует в профессиональное развитие закупокоценивает закупки как один из значительных ресурсов компании. Инвестирует в профессиональное развитие закупокоценивает закупки, как один из ключевых ресурсов компании. Инвестирует в профессиональное развитие закупок

Рекомендую прочитать мои статьи:

Мои мероприятия:

Онлайн, 31 января — 14 марта 2025г.

по запросу

по запросу

по запросу

по запросу

по запросу

ЗАПИСАТЬСЯ НА МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Веремей Людмила

Точные закупки ®

Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.

поделиться в соц.сетях:

Связаться со мной:

    Заказать обратный звонок

    Набрать: +7 (914) 402-4882

    lv@veremey.ru

WhatsApp-icon     Написать на WhatsApp

    Россия, Белоруссия, Казахстан

    Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК

Людмила Веремей - консультант по точным закупкам и бизнес-тренер

Веремей Людмила

© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.