Главная >> Материалы >> Блог Людмилы Веремей >> Категорийный менеджмент в розничной торговле: значение отчетов

Категорийный менеджмент в розничной торговле: значение отчетов

КМ в рознице - значение отчетовОсновные принципы работы категорийных менеджеров на розничных предприятиях – это

  • сбор информации,
  • проведение различных расчетов с использованием аналитических методов,
  • формирование выводов
  • и планирование показателей.

При правильных подходах к работе сотрудников предприятие получит и эффективные ассортиментные матрицы, и привлекательные планограммы, и «правильные» цены, и оптимальный товарный запас. Со своей стороны, предприятие должно обеспечить категорийному менеджеру хорошую базу отчетов, которые сотрудник сможет формировать за любой период (день, неделя, декада, квартал, месяц, … три года), с добавлением разных опций в один и тот же отчет в зависимости от поставленных задач.

База отчетов для работы категорийного менеджера

Аналитические отчеты в закупкахВыбор периода необходим для отслеживания изменений показателей эффективности продаж товара, изменений коэффициентов сезонности товара, показателей правильного управления поставщиками в разных периодах и прочее.

Создание отчетов, в которые менеджер сможет самостоятельно добавлять или убирать опции, позволит создать оптимальный перечень отчетов, то есть из одного отчета можно извлечь необходимую информацию по разным показателям и, одновременно с этим, не загромождать базу данных большим количеством отчетов, которые будут формироваться часто и «подвешивать» базу данных.

АВС-анализ как пример отчета

В качестве примера я приведу любимый всеми аналитиками отчет «АВС-анализ». В качестве неизменяемых параметров необходимо установить принципы ранжирования объектов исследования по индексам (например, первые 50% объектов по накопительному итогу – это индекс А, вторые 30% — индекс В, следующие 20% — индекс С).

А вот сами объекты могут меняться:

  1. товары по сумме выручки или по сумме дохода;
  2. товарные категории по сумме выручки или по сумме дохода;
  3. товары по количеству продаж (количество чеков);
  4. товары по объему разовой покупки;
  5. поставщики по сумме дохода;
  6. поставщики по количеству доставок товаров на склад.

Так же менеджер может самостоятельно выбирать:

  • Период для получения данных
  • Набор параметров объекта (например, менеджер может для анализа выбрать только свои товарные категории, а может поработать и со всем ассортиментом, чтобы оценить рейтинг своих товарных категорий)
  • Набор показателей, которые формирует отчет (например, кому-то нужно рассчитать суммы выручки, а кому-то суммы выручки и суммы закупа товаров за период, тогда первый просто сформирует отчет, а второй в диалоговом окне отчета проставит дополнительную «галочку» и получит в итоговой таблице два столбца с продажами).

Перечень можно продолжать до бесконечности, так как горизонт аналитической деятельности категорийных менеджеров необъятен.

Что требуется от предприятия для создания системы отчетов для категорийных менеджеров

Что же требуется от предприятия? Требуется не так уж много:

  1. Хороший программист в штате предприятия, который владеет аналитическим способностями; за которым будет закреплен функционал программиста, а не специалиста «неотложной помощи» для всех подразделений предприятия. Идеально, когда программист еще и с творческим подходом: посоветует, как сделать оформление таблицы, чтобы она легко фильтровалась, группировалась и т.д.
  2. Техническое оснащение, позволяющее формировать отчеты не то, чтобы в режиме онлайн, но хотя бы с захватом оперативных данных за вчерашний день. Это же самое оснащение должно позволять архивировать массивы данных в таком виде, чтобы ими можно было воспользоваться в любой момент.
  3. Регламентировать взаимоотношения подразделений ИТО и закупок таким образом, чтобы своевременно создавались необходимые отчеты, но при этом технические задания для программистов не сыпались с космической скоростью. Для этого нужны контролирующий сотрудник и график работ. Контролером может быть начальник ИТО или бизнес-технолог предприятия. График работ будет дисциплинировать оба подразделения: и заказчика и исполнителя.
  4. Периодически (раз в два-три года) проводить ревизию использования отчетов сотрудниками, чтобы своевременно очищать базу данных от неиспользуемых отчетов.

При наличии достаточной базы отчетов категорийные менеджеры чувствуют себя уверенно и работают эффективно. В то же время руководству легко контролировать работу менеджеров на любом этапе и по любому направлению.

С уважением, Веремей Людмила.

Рекомендую прочитать мои статьи:

Мои мероприятия:

Онлайн, 31 января — 14 марта 2025г.

по запросу

по запросу

по запросу

по запросу

по запросу

ЗАПИСАТЬСЯ НА МЕРОПРИЯТИЕ ИЛИ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Веремей Людмила

Точные закупки ®

Максимизация прибыли компании через точное управление ассортиментом, запасами, поставщиками и персоналом в закупках.

поделиться в соц.сетях:

Связаться со мной:

    Заказать обратный звонок

    Набрать: +7 (914) 402-4882

    lv@veremey.ru

WhatsApp-icon     Написать на WhatsApp

    Россия, Белоруссия, Казахстан

    Пн - Пт: 8:30 - 19:00 МСК

Людмила Веремей - консультант по точным закупкам и бизнес-тренер

Веремей Людмила

© Людмила Веремей, 2018-2022. Все права защищены. Копирование материалов целиком или по частям запрещено.